Гороскоп Совместимость Календарь зачатия
Вышивка Дача Животные Кормление Подростки Похудение Праздники Разное Юридическая
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
17.09.15

Развитие моторики


Развитие мелкой моторики включает огромное количество разнообразных движений, начиная от простых захватов предметов руками и заканчивая рисованием и вышиванием. Для того чтобы выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук, необходимы скоординированные действия нервной, мышечной и костной систем человека. Мелкая моторика связана со зрением, памятью, вниманием, нервной системой, а также с развитием речи, обусловленным тем, что речевой и моторный центры расположены близко друг к другу. Именно поэтому развитию этой сферы стоит уделять повышенное внимание начиная с самого раннего возраста.


Начинать работу по развитию мелкой моторики
нужно с самого раннего возраста. Уже в
младенческом возрасте можно выполнять массаж
пальчиков, воздействуя тем самым на активные
точки, связанные с корой головного мозга. В
возрасте до трех-четырех лет нужно выполнять
простые упражнения, сопровождаемые стихотворным
текстом (например, “Сорока”), не забывать о
развитии элементарных навыков самообслуживания:
застегивание и расстегивание пуговиц,
завязывание шнурков и т.д.

Главное – уровень сложности заданий должен
соответствовать возрасту. При выборе игр и
упражнений необходимо учитывать возможности и
интересы детей. Слишком простые, как и слишком
трудные игры и упражнения не вызывают у детей
интереса. По мере усвоения программного
материала игру можно усложнять, увеличив
количество предметов для ее проведения, изменив
(ускорив) темп, заменив наглядный материал игры
на словесный и т.д.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть
включены в такие домашние дела, как:

  • перемотка ниток;
  • завязывание и развязывание узелков;
  • уход за срезанными и живыми цветами;
  • чистка металла;
  • водные процедуры, переливание воды. Можно
    предложить помыть посуду, предоставив в
    распоряжение ребенка пластиковые предметы, или
    постирать белье (объясните и покажите
    предварительно все процессы: смачивание,
    намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
  • собирание разрезных картинок;

Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого
другого конструктора)

Если вы решили развивать мелкую моторику своего малыша, то при подборе упражнений обращайте внимание на физическое развитие ребенка, так как каждый этап развития маленького человечка имеет свои особенности.

Упражнения для развития мелкой моторики

Существует большое количество упражнений, игр и занятий для развития детей дошкольного возраста. Самыми распространенными из них являются:

  • Гимнастика для пальцев — пальчиковые игры — являются самыми известными и эффективными упражнениями, благодаря которым сенсомоторное развитие происходит в интересной и увлекательной форме.

Постепенно, исходя из возрастных особенностей детей, игры усложняются и могут дополняться различным реквизитом, например, кубиками, домиками и прочими мелкими предметами.
Из всего разнообразия лучше всего выбирать те игры, где тренируется каждый палец в отдельности, а также существуют чередующиеся элементы расслабления, напряжения и растяжки. Во время тренировки необходимо выполнять упражнения в полную силу, иначе ожидаемого результата не будет. Однако, давая нагрузку, учитывайте особенности физического развития детей, не требуйте от них сразу многого.

Упражнениями для развития моторики являются и любые подвижные игры, плавание, гимнастика, лыжный спорт, катание с горки на санках или ледянке. Желательно, чтобы родители не просто смотрели со стороны на то, как резвится малыш, а принимали активное участие в этих занятиях. Научить чадо хорошо двигаться проще и правильнее всего на примере мамы и папы, да и эмоциональный эффект от семейных игр и занятий спортом трудно переоценить.

3. Форма элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

4. Наклон соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

5. Отклонение от строчки незначительное: (не более З0) – 1, значительное – 0.

6. Последовательность элементов: правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1, неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.

Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.

И чем большего количества движений высокой точности от вас требуется - тем лучше. Это не только развивает память и мышление, но и снимает нервное напряжение.

Отдельно необходимо отметить лепку. И не важно, будет материалом глина, пластилин или тесто! Ни одна точка на наших ладонях, ни одна мышца руки не останется незадействованной!

Наиболее частым увлечением мужчин, так же развивающим моторику, является изготовление всевозможных моделей самолетов, танков, парусников, резьба по дереву, ювелирная работа. Взрослым такого рода игры нужны не меньше, чем детям. Так как для глубинного понимания самого себя и своего мироощущения, каждому взрослому необходимо, хоть иногда, возвращаться в детство!

Подробнее остановимся на способе восстановления и развития мелкой моторики и, как следствие, восстановления речи и общения в целом - Вышивании бисером.

            Тактильное восприятие кончиками пальцев жёстких, мелких стеклярусов (бисера) в сочетании с необходимостью выполнить точное движение по прикреплению его к тканевой основе (канве), вызывает гиперстимуляцию двигательной проекции мозга. Одновременно концентрируя зрение на мелких деталях рисунка и на ярких цветах бисера, мы восстанавливаем ассоциативные связи с результатом собственной двигательной активности, что в свою очередь приводит к развитию мелкой моторики. Одним из важных способов контроля над течением процесса восстановления системы общения и способом усиления эффективности упражнений по восстановлению мелкой моторики, является вовлечение пациента в разговор или описание им результата действий, визуализации восприятия цветов и картины в целом, перехода к позитивному мировосприятию.

3. "Письмо в воздухе".
И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну
сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова.
Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах,
"зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может
вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.
Этот прием также помогает снять у ребенка страх перед школьной доской или тетрадью.

4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала
двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые
линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные
круги, овалы, треугольники, квадраты.

5. И.п. - сидя на коленях и на
пятках. Руки лежат на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу.
Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука
при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы
движения (одна
рука сжимается, другая одновременно разжимается). При хорошем
усвоении этого упражнения можно добавить сюда движения языка и глаз в различных
сочетаниях.

6. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях.
Поочередно каждой рукой выполняются движения кулак - ребро - ладонь. После освоения
то же упражнение выполняется навесу, руки согнуты в локтях.

7. И п. -
сидя на коленях (стоя). Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение
кулак - ладонь, другая одновременно выполняет движение кулак - ребро - ладонь.
После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения.

8.
И.п. - лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука
и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем
левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой
рукой и наоборот.

9. И.п. - лежа на спине. Согнутые в коленях ноги стоят
на полу, руки сложены лодочкой и вытянуты вверх перед собой. Сложенные руки кладем
на пол с одной стороны от тела (при этом рука сверху "ползет" по другой
руке), а ноги с другой стороны. Одновременно переводим руки и ноги в противоположную
сторону.

10. И.п. - лежа на спине. Ноги прямые, руки в стороны. Одна
нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или во внутрь), кладется
на пол. Возвращается в исходное положение. То же - с другой ногой. Затем работают
две ноги одновременно.

11. И.п. - сидя на коленях (стоя). Для этого упражнения
нужен тугой, но не упругий продолговатый предмет (тряпочная "сарделька").
Ведущий бросает предмет ребенку, ребенок его ловит, при этом двигая только руками.
Затем предмет нужно поймать одной рукой. Когда упражнение освоено, ребенку дается
задание поочередно закрывать то один, то другой глаз, ловя предмет то правой,
то левой рукой.

12. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу:
руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки,
ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

13. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги
расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах
руки за головой, локти в сторону).

14. Ползанье на животе при помощи
рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей
рукой, затем с противоположной).

15. Ползанье на спине без помощи рук
и ног ("Червячок").

16. Ползанье на четвереньках. Ползанье
вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и
ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно
друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая
рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих
упражнений можно положить ре
бенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить
задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается
ошущение положения своего тела в пространстве.

Динь – динь – динь… Цель: расслабление кисти руки,

развитие умения соблюдать ритм.

Игра: «Хоровод среди цветов»

Оснащение: грецкий орех.

Ход игры.

Вложить в ладони ребенка

грецкий орех попросить его

делать круговые движения в такт словам:

Вокруг розовых кустов,

Среди трав и цветов

Водим, водим хоровод. Цель: развитие тактильного

восприятия

Игра: «Соберем гербарий»

Оснащение: цветы из бумаги

(ромашки, колокольчики, спицы.

Усложнение задания возможно за счет нанизывания цветов, вырезанных из бумаги по контуру, в любой последовательности Цель: развитие мелкой моторики,

координации движений.

Упражнение: «Следы»

Оснащение: пластилиновая

«дорожка» (520 см) ; игрушечные

(кошка, петух (заяц, медведь) ;

картинка с изображением

животных.

Цель:

- формирование контроля за

мышечными ощущениями;

- воспроизведение алгоритма

движений пальцев (указательного и

среднего попеременно, двух

пальцев одновременно) .

Упражнения для развития мелкой моторики рук14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов
Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

Попили, поели! Шу – полетели! На головку сели».

  • Разрывание или «комканье» бумаги. Когда малыш уже может самостоятельно сидеть, дайте ему в руки пару листов мягкой бумаги. Лучше если листы бумаги будут однотонные цветные или с ярким рисунком. Ребенку будет интересно держать бумагу в руках, мять ее и даже разрывать на кусочки.
  • Перелистывание страниц. Годовалому малышу можно дать в руки детскую книжку с красочными картинками, чтобы он самостоятельно перелистывал страницы в ней.
  • Бусы и/или пуговицы. Хорошим упражнением на развитие моторики будет перебирание бус или пуговиц. У любой женщины найдутся бусинки или пуговицы разных размеров и цветов. Можно нанизать все это «богатство» на прочную нитку и дать его малышу. Цветная и яркая «игрушка» заинтересует ребенка, он будет с увлечением перебирать бусинки и/или пуговицы на нитке.
  • Крупы. Мама насыпает в миску любую крупу. Можно даже два вида крупы, одна большая, другая мелкая, например, кукуруза и гречка. И дает миску ребенку, чтобы он перебирал крупы. Малыш будет с интересом перебирать крупинки, рассматривать и пересыпать их между пальчиками.
  • Рисование на песке. Если на улице лето, то проще всего отвести ребенка на пляж и показать ему, как можно пальчиками рисовать разные фигуры на песке, например, круг, прямоугольник или волнистую линию. Со временем упражнения можно усложнить и предложить нарисовать солнышко или тучку. Если на улице зимняя пора, то песок можно купить в магазине и насыпать его на поднос. Задания остаются те же.
  • Закручивание крышек на баночках и бутылочках. Казалось бы, элементарное упражнение для развития моторики рук, а приносит столько пользы. Найдите дома баночки и бутылочки разных размеров и форм, общее у них должно быть только одно – закручивающаяся крышка. Возьмите немного гороха и предложите малышу отвинтить крышку на емкости и положить внутрь горошинку, затем закрутить крышку.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц. Для выполнения этого упражнения не надо никаких специальных игрушек, достаточно дать малышу папину рубашку с пуговицами и попросить застегнуть и расстегнуть рубашку. Это задание не только разовьет мелкую моторику рук ребенка, но и поможет ему овладеть столь необходимым навыком застегивания пуговиц, который пригодится в дальнейшем.
  • Шнурование обуви. Этоупражнение на развитие моторики знали еще наши бабушки. Дабы занять чем-то детей они давали им ботинок со шнурком (других в то время не было), чтобы малыши вытаскивали шнурок из ботинка и продевали его назад в дырочки.
(голосов:0)
Похожие статьи:

20 невозможно милых вещей, которые можно сделать своими руками

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Редакция AdMe.ru публикует 20 вещей, которые способны вызвать бурю восторга и умиления у каждого, кто их видит. Потратив немного времени, вы сможете создать такие же, а заодно поднимете себе настроение.


Топ 3 упражнения для внутренней стороны бедра

Даже очень стройные девушки наверняка сталкивались с проблемой лишнего объема или отсутствия тонуса на внутренней стороне бедер. Эта «ленивая» часть ноги почти не участвует в повседневных нагрузках и даже многие комплексные упражнения для ног не прорабатывают должным образом мышцы внутренней поверхности. Поэтому без целенаправленных специальных тренировок тут не обойтись. Давайте рассмотрим несколько примеров упражнений, благодаря которым внутренняя поверхность бедер станет упругой и подтянутой.


Развитие памяти у детей 6 лет

Как развивать память у ребёнка? Как развивать внимание у ребёнка? На все эти вопросы вы найдет ответы в данной статье.

Развитие памяти у ребёнка

Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Выделяют три типа памяти:


Развитие мелкой моторики у ребёнка

Мелкая моторика

Не раз, встречаясь с выражением «мелкая моторика», подсознательно назревает вопрос, а что это такое на самом деле, и действительно это так важно, как об этом говорят. Мелкая моторика – это возможность человеком выполнять множество движений, при скоординированных действиях нервной и мышечной системы при выполнении мелких и точных действий кистями и пальцами рук.


Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Применение при бронхите и бронхиальной астме

- это воспалительное заболевание бронхов, сопровождающееся отеком слизистой оболочки и усиленным отделением мокроты. Хронический бронхит имеет затяжной характер, может длиться от нескольких месяцев до десятков лет.


Комментарии к статье Упражнения для развития мелкой моторики рук:
Загрузка...
loading...


2015